понедельник, 25 августа 2014 г.

Wild Rocket "Geomagnetic Hallucinations" (2014)

Слушаем дебютный альбом “Geomagnetic Hallucinations” ирландской спэйс-рок группы WILD ROCKETS из Дублина. Коллективу уже три года, у себя на родине он пользуется определенной известностью и уже успел поиграть в компании некоторых заезжих «величин» психоделического хэви-андеграунда (типа White Hills, Conan, Headless Kross, Slomatics, Damo Suzuki Network, Earth и др.).



Релиз осуществлен группой самостоятельно – на виниле и в цифровом формате – 6 новых вещей общей продолжительностью 39 минут. Ни одна из двух, обнародованных в прошлом году песен, в альбом не вошла. Мастеринг готовил небезызвестный американский аудио-гуру James Plotkin. В плане художественной эстетики WILD ROCKETS придерживаются «традиционалистского» направления в спэйс-роке, т.е. играют громкую, наэлектризованную, панк-моторную темповую музыку с огромным количеством аудио-осцилляций и мутно-зашумленным «трансгалактическим» вокалом. Разнообразием композиционных и аранжировочных решений дублинское спэйс-комбо слушателей не балует, а своей манерой исполнения напоминает многие американские формации аналогичной школы, в разные годы появлявшиеся в каталоге почтенной лос-анджелесской рекорд-компании Cleopatra Records. Хотя любопытные моменты на альбоме есть, и под соответствующее настроение он идет очень неплохо.

Слушать/скачивать на Bandcamp | WILD ROCKET на Facebook

Далее последует довольно много слов о «спэйс-роке», как музыкальном суб-жанре. Читать совсем необязательно, но буду рад, если кто заинтересуется…

Любопытное наблюдение… Вроде бы «спэйс-рок» (Space Rock) – термин давнишний и устоявшийся. Все знают, когда и кем он введен в оборот, но почему-то в актуальных рецензиях стараются его не использовать. Статьи, публикуемые на ресурсе “Aural Innovations”, разумеется, не в счет – на сегодняшний день это едва ли не единственный информационный оплот «спэйс-рок музыки», для нее созданный и, что говорится, под нее заточенный. Авторы же с других уважаемых ресурсов этот термин избегают, словно опасаются попасть впросак… Кстати говоря, уж лучше никак, чем там, как оно представлено на авторитетной он-лайн энциклопедией современной музыки “All Music” (AMG). Автор статьи довольно безапелляционно утверждает, что современный спэйс-рок «музыка почти всегда медленная»… что инспирирована она, помимо прочего, «краут-роком, классическим минимализмом и нойз-поп музыкой группы The Jesus & Mary Chain»… а в числе самых выдающихся представителей новой генерации «спэйс-рока» называет Godspeed You! Black Emperor и Quickspace… Я понимаю, что в наши дни о «жанровой чистоте» говорить абсурдно… Что границы между различными суб-жанрами – в частности между «спэйс-роком», «нео-психоделией», «краутом» и «пост-стоунером» – стали очень и очень условными… Что сейчас практически любая «рок» или даже «не-рок» группа или единоличный проект, в рамках которого используются пространственно-космические синт-эффекты, может претендовать на «спэйс-роковость»…

Но все же… «Спэйс-рок» был и остается темповой, грувовой и пластичной музыкой, для которой характерны четкие композиционные структуры и специфическое синтезированное «текстурное» решение аранжировок (обусловленное массированным использованием музыкальных инструментов и всевозможных устройств, основанных на генерировании звуковых волн различных частот и амплитуд), включая и специфическую обработку эффектами вокальных партий (если таковые имеют место быть).

Pink Floyd (1968)
Исторически «спэйс-рок» был инспирирован и самым тесным образом связан с научной фантастикой и практической астронавтикой 50-60х годов. В те годы было создано немало песен, предвосхитивших оформление «спэйс-рока» как музыкального суб-жанра. Вспомним, например, цикл “I Hear A New World” созданный британским сочинителем и продюсером Robert George ‘Joe’ Meek (1929-1967) и записанный группой The Blue Men еще в 1959 году, или песню The Rolling Stones “2000 Light Years From Home” 1967 года, или “Space Oddity” 1969 года от David Bowie… Но истинными «отцами-основателями» жанра, осознано и последовательно создававшими первые «спэйс-рок» альбомы, принято считать три группы – Pink Floyd, Gong и, конечно, Hawkwind.

Gong (1971)
Если Pink Floyd и Gong с каждым новым релизом все теснее связывали свою музыку с классическим «арт-рок» движением, то Hawkwind развивались в ином направлении. И в итоге оказались единственными из числа «большой космо-троицы», кто привнес в «спэйс-рок» специфическую моторику, самым тесным образом связанную с уверенно набиравшим популярность по обе стороны Атлантики «панк-роком». Так появилась пресловутая «традиционалистская школа спэйс-рока», которая по-прежнему сильна и имеет массу поклонников и последователей, в частности в США.

Hawkwind (1972)


В середине 80-х «спэйс-рок» испытал еще одну революционную мутацию, оказавшись под сильным влиянием электронной «рэйв-музыки», или новой «танцевальной электроники» в широком смысле. Зачинателями нового направления в «спэйс-роке» были Ozric Tentacles, Omnia Opera и Porcupine Tree. В равной степени черпая вдохновение из семидесятнического «арт-спэйс-рока» и «трад-спэйс-рока», но будучи при этом современниками всевозможных новых трендов в синт-электронной музыке (эйсид, хауз, транс, техно, джангл, драм-н-бэйс, даб, биг-бит, брейк-бит, илл-биент, хэппи-хардкор и т.д.), упомянутые коллективы создали принципиально новое направление – «транс-спэйс-рок», получивший очень широкое признание прежде всего в Европе.

Ozric Tentacles (1990)

Что касается современного «спэйс-рока», то он очень многообразен и отнюдь не ограничен тремя фундаментальными направлениями («артовым», «традиционалистским» и «трансовым»), сформировавшимися в 70-90е годы. Межстилистических мутаций в этом суб-жанре предостаточно – из последних назову «хэви-спэйс-рок», отталкивающийся от «стоунер» и «дум» музыки. Правда, размах у новых мутаций не тот, что в былые десятилетия, да и очевидных лидеров, увы, нет… Разве что вспомнить Oresund Space Collective, с 2004 года отстаивающих место под солнцем для своего «тотально импровизационного спэйс-рока»… Вот, пожалуй, и все на сегодня. Слушайте «Спэйс-Рок», и да пребудет с вами Сила!

Omnia Opera (2010)

Комментариев нет:

Отправить комментарий