вторник, 15 сентября 2015 г.

Giza "Migration" (2015)

Апокалипсический взгляд на мир в американском музыкальном хэви-андеграунде тема очень распространенная. В числе тех, кто к апокалипсису подходит серьезно и даже научно, понимая под таковым глобальный и всесторонний кризис современной цивилизации, относится инструментальное пауэр-трио GIZA из Сиэтла, штат Вашингтон.

Giza

С 2012 года гитарист Richard Burkett и бас-гитарист Steve Becker (бас), а чуть позже и присоединившийся к ним барабанщик Justin Rodda (некогда подвизавшийся в группе SERIAL HAWK) последовательно излагают свою обеспокоенно-озабоченную позицию по поводу судеб человечества, выпустив уже три мини-альбома: “Future Ruins” (в 2013-ом на компакт-дисках и в цифре), “I Am The Ocean, I Am The Sea” (в 2014-ом только в цифре) и “Migration” (в августе 2015-ого на малотиражном виниле и в цифре). Все релизы осуществлены участниками группы самостоятельно и, судя по мизерному числу производимых экземпляров (винила “Migration”, например, выпущено всего 250 экз.), особым успехом у публики пока не пользуются.



А напрасно. Ибо играют GIZA превосходно. А обывателей пугают вовсе не апокалипсической направленностью творчества, но убедительностью изложения и правдоподобием создаваемых образов. Если публика, в том числе и «металлизированная», инструментальные формы, которые создает трио, понимает не всегда, то смутную угрозу и недвусмысленное предупреждение буквально кожей чувствует. А кому, скажите, понравится, когда его пугают? С точки зрения стилистики GIZA играют атмосферный пост-сладж-метал – давящий и депрессивный, но без экстремальных излишеств и весьма артистичный. На 32-минутном “Migration” драматический момент еще более усилен, «шугейзовой» меланхоличности добавлено, а музыкальная канва альбома буквально зависает в созерцательной раздумчивости и многозначительных паузах. В одной из композиций с трио играет второй гитарист – Bryce Shoemaker из инструментальной группы BRONZE FAWN; на другом группа впервые сотрудничает с приглашенной вокалисткой – это Irene Barber (из группы XVIII EYES), которая стенает выразительно и очень в апокалипсическую тему.

Giza

“Migration” я бы назвал наиболее разноплановым и образным альбомом из трех, что коллектив сделал. Возможно он уступает в жесткой риффовой плотности саунда своим предшественникам, но предчувствие фатальной неизбежности краха передает и доносит до слушателя более чем вразумительно. Рекомендую с новым пророчеством от GIZA ознакомиться.

Слушать/скачивать на Bandcamp | GIZA на Facebook

понедельник, 14 сентября 2015 г.

Were-Jaguars "Sea and Land" (2015, R.A.I.G.)

Вместо предисловия

В наши дни молодые (и уже не очень молодые) люди продолжают заниматься Рок-музыкой (как и любым иным творчеством) как минимум по двум причинам. «Для других», потому что за это платят и иногда очень неплохо. «Для себя», потому что это приносит самоудовлетворение и способствует самоутверждению. Впрочем, одно не исключает другого. И когда музыка, за которую исполнителю платят, не только помогает ему утвердиться по жизни, но и приносит самоудовлетворение – это и есть состояние внутренней гармонии, к которому в конечном итоге все музыканты-художники и стремятся.

Даже самый заядлый отщепенец-одиночка, ваяя что-либо сугубо «для себя», в глубине души надеется, что найдется кто-то еще, хотя бы один, кто его опус послушает, услышит и одобрит. Автор музыки «для себя» подобен затерявшемуся в космосе мыслителю-путешественнику, который вроде бы уже и смирился с тем, что во вселенной нет никаких «братьев по разуму». Однако одна мысль никак не дает ему покоя – «А вдруг я просто еще не долетел…». Что до меня, который художником-творцом не является, то, признаюсь, близка мне музыка, которая делается «для других» – о ней в основном и пишу в своем блоге. Однако музыка «для себя», сделанная другими, пусть и редко, но приносит иногда что-то такое, чего никакая музыка «для других» дать не может… Встреча с ней подобна тому самому озарению-доказательству: «Граждане, в космосе я/мы не одни! Братья по разуму, они реальны! Они есть у всех нас!»…

Собственно анонс

Так вот, вчера, в воскресенье 13 сентября, когда вся страна сплоченно отмечала своим выбором Единый день голосования, R.A.I.G. в моем лице осторожно анонсировал новый релиз. Это только что завершенный 34-минутный мини-альбом “Sea and Land” американской авант-психо-метал формации WERE-JAGUARS из Остина штата Техас (те самые «вергуары», чей альбом под названием “II” мы выпускали на компакт-дисках в феврале этого года). Правда, на сей раз релиз осуществлен только в цифровом формате (и в известном смысле знаменует возвращение R.A.I.G. к первоначальной практике суб-лейбла Accessory Takes, специализировавшегося только на виртуальных альбомах). Сегодня, вслед состоявшемуся релизу я решил изложить, что же сокрыто стоит за выпущенным альбомом… хотя эффект, который он на меня произвел, передать в словах едва ли смогу…



Предыстория “Sea and Land” следующая. В марте с.г. Chad Rauschenberger (главное действующее лицо в WERE-JAGUARS) получил в подарок от отца антикварную книгу «Море и Земля. Иллюстрированная история невероятных и удивительных вещей в природе, имевших место до и после Всемирного потопа». Написал и опубликовал ее в 1887 году Джеймс Вилльям Бьюэл (1849-1920), тот самый американский литератор, журналист и путешественник, который в 1882 году предпринял поездку в Россию-матушку и по ее итогам написал познавательную книжку «Русский нигилизм и жизнь ссыльных в Сибири». Chad Rauschenberger как раз завершил работу над дебютным альбомом своего нового сольного проекта ARTIFICIAL TIDE (рекомендую послушать для полноты кругозора) и под впечатлением от отцовского подарка сходу стал делать наброски в нотную тетрадь для “Sea and Land”. Из материалов сессий, которые чуть позже записывались в составе трио Chad Rauschenberger, James Adkisson и Rick McConnell при эпизодическом участии хаммонд-органиста Leon Spinkx и вокалиста Jason Miller, выделили 6 композиций, составивших альбом.

По словам Chad'а, ему хотелось сделать «что-то не столь мрачное и мистическое в сравнении с прежними записями группы… что-то более приземленное, реалистичное и фундаментальное…». Согласно официальной концепции, каждая композиция альбома – это своеобразный саунд-трек к конкретной литографии-иллюстрации (иногда к серии иллюстраций), которых в оригинальном издании Бьюэла более сотни (к слову, «загрузка» с Bandcamp включает 20-страничный pdf-буклет с информацией об альбоме, с лирикой и иллюстрациями, которые Chad собственноручно оцифровал и соответствующим образом обработал в цвете). Честно говоря, глядя на чудовищ со старинных литографий, впечатление о том, что сопровождающая их музыка не будет «мрачной и мистической», никак не складывается. Так на самом деле оно и есть: WERE-JAGUARS исполняют очень сложный, ангулярный, громоздкий и жутковатый «авант-психо-метал», богатый на ломанные структуры и громоздящиеся друг на друга слои-наложения, на странные созвучия и частотно вредоносные перегрузы-искажения. Контекст по большей части инструментальный. Появляющиеся вокальные фрагменты не только несут образно-содержательную нагрузку, но и (голос вокалиста на фоне происходящего «аудио-кошмара» звучит просто ангельски) позволяют несколько снизить дозу галлюциногенной интоксикации музыки…

Мысль о том, что «озвучивание картинок невероятного и удивительного в природе» является лишь внешним слоем, формальным поводом, так сказать, который как и сама музыка, призван буквально отвратить слушателя «глубокого и искушенного», посетила меня уже при первом же знакомстве с “Sea and Land”. Смутные догадки порождали вопросы. А вопросы приводили к ответам… Как оказалось, весьма созвучным моим собственным невеселым размышлениям. «В своей простоте и наивности люди пускались в великие авантюры и приобретали новые знания… мы встали на путь эмпирического познания мира, как оказалось, познания зачаточного и неразвито-одностороннего, которое уже не может дать ответы на все встающие вопросы», – написал Chad. И продолжил: «Мы хотели бы в нашей музыке отразить напряжение и эмоциональность пребывания человечества на самом краю пропасти восприятия и понимания…». То, что на самом деле является природой и предметом музыки WERE-JAGUARS – это темы из области «философии искусства» и «философии в искусстве». Речь в том числе и о грядущем апокалипсисе. Но не в смысле пришествия «ходячих мертвецов», падения гигантского метеорита, ядерной зимы, пандемии и прочих катаклизмов… а в смысле реального кризиса знаний, взглядов и ценностей, к которым мы привыкли… Фатализм. Цикличность. Тупик… Красота, увы, не спасет мир. Красота и фантазия лишь создадут иллюзию. И в этом смысле музыка «для других» – гармоничная и созвучная – успокоит, умиротворит, уведет от горькой и злой действительности, отвлечет от мыслей о неизбежном…

Вместо послесловия

“Sea and Land” от WERE-JAGUARS – это не просто музыка «для себя». Это «предупреждение», которое в очередной раз окажется незамеченным. Это музыка «в себе», которая скорее всего таковой и останется. Но если кто-то сумеет услышать ее – приложив к тому необходимые усилия – то в ней он откроет для себя иной взгляд на то, «кто» и «где» мы сейчас… И что, спросите вы, с этим делать? А оно нам нужно, этот голос иной реальности? Справедливо. Эмпирически подтверждено: в неведении, красоте и гармонии пребывать полезнее. Спишь крепче, голова не ноет, на душе как-то спокойнее, да и окружающие, глядя на тебя, не нервничают… А там, будь что будет.

Слушать/скачивать на Bandcamp | WERE-JAGUARS на Facebook

суббота, 12 сентября 2015 г.

Savanah "Deep Shades" (2015)

Savanah

Еще одна группа-участница венского коммунального объединения-импринта Stone Free – каноническое англоязычное пауэр-трио SAVANAH. Коллектив, в котором играют некто Benny, Felix и Jakob, было создано в 2014 году в городе Грац на юго-востоке Австрии. В том же году парни записали 34-минутный альбом “Deep Shades”, который довольно долго продюсировали, но в итоге выпустили на виниле в июле с.г.



SAVANAH играют образцово-показательный стоунер-метал в жесткой динамичной подаче, многое заимствуя из анналов традиционалистского дум-метал. Композиционные построения трио разнообразием не отличаются: придерживаясь формата звучания 5-8 минут на номер, коллектив чередует раскатистые, энергично-агрессивные рифф-пассажи с раздумчиво-психоделическими инструментальными интерлюдиями в стилистике дезерт-эйсид-рока. Фронтмен обладает сильным высоким голосом, его пение не многословно и в общий контекст изложения вписывается вполне адекватно.

Savanah

В целом – альбом ровный и добротный. Для дебютной работы очень даже неплохо. Надеюсь все же, что в будущем SAVANAH сумеют привнести в свои построения больше вариативности и усилить элемент мелодической выразительности. Поклонники стоунер-музыки, возьмите коллектив на заметку.

Слушать/скачивать на Bandcamp | SAVANAH на Facebook

пятница, 11 сентября 2015 г.

The Heavy Minds "Treasure Coast" (2015)

Под завершение недели представлю две новинки австрийского хэви-андеграунда, которые вышли практически одновременно, 20 июля 2015 года.

The Heavy Minds

Знакомьтесь с начинающей группой THE HEAVY MINDS, которая была создана в 2013 году в городке Эфердинг, Верхняя Австрия. Трио в составе Lukas Götzenberger (гитара, вокал), Tobias Toto Standard (гитара) и Christoph Hofer (барабаны) участвует в коммунальном венском объединении-лейбле Stone Free, которое и организовало выпуск на виниле дебютного альбома “Treasure Coast”.



36-минутный диск включает 7 песен с лирикой на английском языке. Вдохновение молодой коллектив черпает в хард-блюз-роке рубежа 60-70х годов. Специализируется, соответственно, на ретро-хэви-роке с массивным прото-думовым саундом, обилием фузз-риффов и сольно-гитарной фразировки. При этом не просто имитирует-моделирует стародавний винтаж, но стремится максимально разнообразить и украсить аранжировки, используя перкуссионную и струнную акустику, а также (как мне показалось) электроорган. Могу, правда, ошибаться, поскольку в отсутствии штатного басиста гитаристы используют низкий строй гитар, а один из них нередко задействует синт-эффект, который добавляет гитаре специфически гулкого псевдо-органного объема.

The Heavy Minds

Мелодические фигуры трио архаичны, но доходчивы и действенны. Lukas Götzenberger в роли вокалиста вполне неплох: его «народническое» – с легкой хрипотцой, в манере американских блюзменов-народников – пение в совокупности с используемым дистант-эффектом шарма музыке, на мой взгляд, добавляет (встреченное мной в одной из рецензий сравнение его с Jim Morrison, пожалуй, не совсем корректно… хотя нередко каждому слышится свое-желаемое – это нормально). Под итог – очень удачный и убедительный дебют. Богат на таковые нынешний год. Тем, кто интересуется нетривиальной «ретроделией» и оригинальным «хэви-рок возрожденчеством» я рекомендовал бы с “Treasure Coast” ознакомиться всенепременно.

Слушать/скачивать на Bandcamp | THE HEAVY MINDS на Facebook

четверг, 10 сентября 2015 г.

Grusom "Grusom" (2015)

Grusom

И месяца не прошло с момента публикации их цифрового 3-песенного демо-EP в октябре 2014-ого, как датский англоязычный хэви-рок секстет GRUSOM получил предложение от немецкого лейбла-мэйлордера Kozmik Artifactz о тиражном издании дебютного альбома. Уже в марте 2015-ого был анонсирован первый сингл с грядущего LP, а сам одноименный 42-минутный «полновес» вышел в свет на виниле и компакт-дисках в последний день июля с.г.



Итак, очередной «феномен» международной ретро-рок музыки. GRUSOM появились на свет в конце 2013 года в датском городке Свендборг. В настоящее время это полнокровный ВИА из шести музыкантов: Niclaj Hoffmann (вокал), Peter Pørtner (орган), Thomas Ulrik (гитара), Dennis Warburg (гитара), Søren Olesen (бас) и Jakob Kaae (барабаны). Ударными темпами коллектив при поддержке местного саунд-продюсера Jacob Bredahl переработал все 3 демо-песни и подготовил к изданию 6 новых. Все вещи записывались в студии в режиме «живого исполнения», дабы, по словам, авторов, «поймать звук и наилучшим образом передать саму душу исполняемой музыки».

Grusom
В своем подходе к созданию музыки GRUSOM далеко не первопроходцы-новаторы. Во всем мире все ретро-рок группы стремятся к пресловутой «аналоговой винтажности» саунда и «теплой задушевности» исполнения, за эталон принимая нетленные записи 70-х годов. Подавляющее большинство музыкантов полагает, что для этого нужно играть «живьем-в-студии» на архаичных музинструментах и записываться-сводиться на дорогущем аналоговом оборудовании. И если все эти условия верно выполнить, то, глядишь, повторишь судьбу шведского коллектива Graveyard (карьерный взлет и коммерческий успех которого в 2008 году международных обозревателей-снобов буквально поверг в шок). Играть современные «ретродельщики» научились ничуть не хуже (а может быть, и лучше) своих кумиров полувековой давности. Но далеко не все они помнят о двух незыблемых постулатах рок-музыки 60-70х (а может и помнят, да соответствовать не могут): первый - в основе успеха лежит умение сочинять яркие запоминающиеся мелодические темы; второй – публика усваивает мелодию и песню гораздо лучше, когда исполняет ее не просто умеющий петь человек, а реальный «харизматичный» фронтмен, который способен буквально заворожить слушателя и уникально-узнаваемыми тембрами своего голоса, и манерой сценического поведения, и просто своим имиджем.

Niclaj Hoffmann of Grusom

GRUSOM под предводительством дышащего страстями мирскими Niclaj Hoffmann’а (он, к слову, автор лирики песен группы) в свете вышеперечисленного очень даже хороши. Хотя субъективно мне больше по душе вокалисты с менее резкой вокальной манерой - если угодно, с большей вкрадчивостью и вариативностью в голосе (да и с меньшим акцентом, если уж на то пошло… хотя кого сейчас это волнует). Если из 9 представленных на альбоме песен выбирать что-то на пресловутую «визитную карточку группы», то я, пожалуй, остановился бы на “Evil” или “Gruesome” (неспешных, но эмоционально насыщенных ритм-н-блюзовых номерах, пришедших с первого демо GRUSOM), или на сингловой песне “The Journey” (дебют которой будто навеян чем-то из репертуара Nick Cave & The Bad Seeds двадцатилетней давности). В общем и целом – альбом у датской группы, безусловно, получился. Еще одна однозначная рекомендация любителям качественного ретро-рока.

Слушать/скачивать на Bandcamp | GRUSOM на Facebook